ПАЛОМНИЧЕСКИЙ ТУР С БУДДИЙСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ "ДАШИ ЧОЙНХОРЛИН" имени Д.Д. ЗАЯЕВА
10 декабря Буддийский Университет "Даши Чойнхорлин" имени Д.Д. Заяева провели интересную экскурсию по Иволгинской долине.
Основной целью экскурсии - правильное информирование и предоставление полезной информации туристам и паломникам.
Студент Хуварак 5 курса Буддийского университета Санжи рассказал про XII Пандито Хамбо ламу Этигэлова:
По сохранившей родословной Даши Доржо Этигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (Юго-Восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были три сына и дочь.
Лишившись родителей, Этигэлов рано начал работать. Хамбо лама Этигэлов рос сиротой в местности Ошор-Булаг (Верхняя Иволга) пас скот у состоятельного хозяина Бато-Батора.
В детстве Хамбо лама Этигэлов отличался особенным своеобразным характером и поведением. Известен такой эпизод, когда мальчик, согревая ноги в коровьем навозе, сказал: "Я буду великим Хамбо Ламой, когда вырасту" , на что жена хозяина ответила: "Какой лама из тебя оборванца".
С середины 60-х годов XIX века более 20 лет Этигэлов обучался в Анинском Дацане -крупном духовном, философском и культурным центре, находящемся в трёхстах километрах от его родины.
Поскольку Этигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, жители сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй, Могой выплачивали отступные от службы в течение 20 лет, чтобы будующий Хамбо лама получил полное духовное образование.
Этигэлов после обучения в Анинском Дацане защитил высокие духовные звания гэбшэ, габжа и достиг в науках высокого совершенства.
В 1865 году Этигэлов снова начал обучение на медицинском факультете в Тамчинском Дацане.
В 1898 году Этигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы.
В 1903 году его назначают Шэрээтэ ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведёт активную общественную деятельность. Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.
С началом русско-японской войны 1904 г. Шэрээтэ лама Этигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков (прихожане Янгажинского дацана, казаки Янгажинской станицы). Три сотни казаков, получившие благословение от Хамбо ламы Этигэлова вернулись живыми с войны.
За усердие и верноподданничество Шэрээтэ лама Янгажинского дацана Этигэлов царскими указами награждается шейной и грудной медалями.
19 марта 1911 года Этигэлов избран и приведён к присяге в скане XII Пандито Хамбо ламы Ламаистского духовенства Восточной Сибири.
В 1913 году Пандито Хамбо лама Этигэлов приглашается на празднование 300 - летия дома Романовых в столицу Российской империи, на которой Пандито Хамбо ламе Этигэлову был пожалован за отличное усердие орден Святого Станислава lll степени.
В период Первой мировой войны по инициативе Пандито Хамбо ламы Этигэлова было создано Общебурятское общество, куда вошли 120 духовных и светских лиц.
Главной задачей общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству .
На собранные финансовые средства были приобретены одежда, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и были отправлены к Пасхе на действующий фронт и госпитали. Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненных были направлены Эмчи ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Юроолтуевым.
За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванных на войну, а также семьям раненых и павших император Николай ll пожаловал Пандито Хамбо ламе Этигэлову орден Святой Анны ll степени и медаль.
Д.Д. Этигэлов был председателем ll Общебурятского съезда, который прошёл в июле 1917 года в Тамчинском Дацане. Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо ламы и вернулся в Янгажинский Дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой.
15 июня 1927 года в возрасте 75 лет XII Пандито Хамбо лама Этигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву "Благопожелание уходящему". Ламы не могли решиться, и тогда он начал читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, согласно завещанию , поместили его в позе в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн в Иволгинском районе.
10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц вскрыли бумхан Хамбо ламы Этигэлова и выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.
Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес у буддистов, учёных всего мира к изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.