Этигэлов Даши-Доржо

Пандито Хамбо-лама XII Даши-Доржо Этигэлов (1852(?)—1927) — бурятский религиозный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XX века; в 1911—1917 годах — глава буддистов Восточной Сибири. 
 
Даши-Доржо Этигэлов — Пандито Хамбо-лама XII (то есть глава буддистов Бурятии). Он был признан перерождением Дамба-Доржо Заяева, первого Пандито Хамбо-ламы.

Согласно существующим источникам об Этигэлове, с большой степенью вероятности Даши-Доржо Этигэлов родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). Рано лишившись родителей, оказался в местности Ошор Булак, где около пяти лет пас овец у Ринчина и Надмит Батобазаровых.
С детства Даши-Доржо Этигэлов отличался целеустремленным и независимым характером.
В 15 лет тайком добрался до Анинского дацана (Хоринский район Бурятии), что в трёхстах километрах от его родных мест.
Этигэлов учился в этом дацане 23 года.

Начало образования


Со второй половины 1880-х гг. население Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств привлекалось к всеобщей воинской повинности ограниченно. Но, поскольку Даши-Доржо Этигэлов был выходцем из казачьего сословия, он должен был нести воинскую повинность. Поэтому Хойто-ламахай попросил жителей Ойбонта вносить за Этигэлова в государственную казну плату за освобождение от военной службы. Люди вносили эту плату более полутора десятков лет, и Этигэлов смог продолжать свое образование.

Постигая учение Будды, он успешно защитил звание гэбши, затем габжи и прославился учёностью. В последующие годы Даши-Доржо Этигэлов совершенствовал полученные знания в Цугольском и Тамчинском дацанах, получая фундаментальные знания по тибетской медицине.

В 1898 году Даши-Доржо вернулся на родину, в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы и начал преподавать буддийскую философию (чойра) хуваракам, одновременно исполняя обязанности гэсхы-ламы Согшон-дугана.

Русско-японская война и Первая мировая война

В 1904 году Даши-Доржо Этигэлов был назначен на должность ширээтэ (настоятеля) Янгажинского дацана. В этом качестве он стал инициатором постройки новых Чойра-дугана, Дэважин-дугана. Дуганы были возведены в целях совершения добродетели для многих тысяч воинов, погибших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана. Даши-Доржо Этигэлов пожертвовал на строительство все свое состояние — около 15 тысяч рублей. Положив начало строительству и явив пример, он собрал значительную сумму в виде пожертвований среди населения.

Он приложил также большие усилия для просветительской и лечебной деятельности среди верующих и мирян.

Весной 1911 года в Резиденции Хамбо-ламы (Тамчинский дацан) из числа десяти претендентов он был избран XII Пандито Хамбо-ламой буддийского духовенства Восточной Сибири.

После начала Первой мировой войны по инициативе Д.-Д. Этигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Общество собрало для помощи фронту 130 тысяч рублей, а также продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности, и постановило оборудовать в прифронтовой полосе лазарет на 30 тысяч рублей. В 1915 году Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Этигэлов, посетив все дацаны, организовал сбор средств. На собранные деньги были приобретены товары повседневной потребности и отправлены к пасхе на действующий фронт и в госпитали. Кроме того, в прифронтовые госпитали были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсуром (предыдущим Хамбо-ламой) Ч. Иролтуевым. В 1915 году Этигэлов был награждён высшей государственной наградой Монголии — Орденом Драгоценного жезла, а в 1916 году за особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненых и павших, был награждён российским орденом Святой Анны II степени.

Он был избран Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане, резиденции Хамбо-ламы. Вскоре после указанного съезда, в связи с болезнью, Этигэлов сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и в сентябре 1917 года вернулся в Янгажинский дацан.
 
Октябрьская революция

В 1911 году Даши-Доржо Этигэлова избрали Пандито Хамбо-ламой XII, и до 1917 года он был главой буддистов в России. Затем он сложил с себя полномочия.

В мае 1917 года в Тамчинском дацане проходили собрания по созданию аймачного революционного комитета общественной безопасности, к которому должна была перейти вся полнота власти в Селенгинском аймаке. Станичный атаман Д. Абидуев, подговорив вернувшихся с войны фронтовиков, собрал около сотни людей и разогнал аймачный комитет.

Однажды на барисане Даши-Доржо Этигэлов встретился с возвращающимся из Монголии Агваном Доржиевым, очевидно вскоре после монгольской революции в 1921 году. По легенде, Этэгилов сказал А. Доржиеву: «Зря Вы сюда вернулись. Лучше бы Вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадете к ним в руки — в живых они Вас не оставят». Агван Доржиев, стремившийся к диалогу с советской властью, в ответ спросил: «Почему не уезжаете сами?». Этигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».

Последние дни

По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Этигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Затем попросил их читать ради него «hуга Намши» — специальную молитву-благопожелание для умершего.
Ученики не осмелились произнести её в присутствии живого учителя. Тогда Хамбо Лама начал сам читать эту молитву; постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Этигэлов якобы ушел в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.
 
Литературное творчество

XII Пандито Хамбо Лама Даши-Доржо Этигэлов был практиком высочайшего уровня. На основе сочинения Богдо Зонхавы «Дэмбэрэл Додба» он сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений. Он также создал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор». С 38 лет и до конца жизни по просьбе лам он написал более пятидесяти книг по буддизму.


Храм Итигэлова в Иволгинском дацане

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг в местности Хухэ-Зурхэн с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал-Доржо Гомбоев с ламами также осмотрели Хамбо Ламу Даши-Доржо Этигэлова и убедились в сохранности тела.

7 сентября 2002 года восьмидесятилетний Амгалан Дабаевич Дабаев, житель села Гильбира, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву местонахождение Пандито Хамбо Ламы XII Даши-Доржо Этигэлова в местности Хухэ-Зурхэн.

10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц подняли саркофаг с Пандито Хамбо Ламой Даши-Доржо Этигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Научное изучение тела ламы

Феномен нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII позволили изучить учёным.
 
"По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов — это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики — для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников.

… трупного запаха ни при вскрытии саркофага, ни сейчас нет". 
— Виктор Звягин, зав. отд. идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы.

Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

При эксгумации обнаружилось, что саркофаг Этигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). Этим, в частности, возможно объяснить феномен колебания веса тела (в пределах 100 г) в дни массовых посещений. Высушеные ткани или соль могут сорбировать пары воды, увеличивая вес тела в эти дни (несколько в году). После дней посещения избыточная влага испаряется с поверхности тела, напоминая пот. В первые несколько лет после открытия саркофага тело набирало вес до 2 кг ежегодно. За 6 лет вес увеличился на 5—10 кг и составил 41 кг.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Этигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшеева.
 
Отзывы об Этигэлове

Далай Лама XIV:

«Многие буддийские монахи познают смерть, реально умирая во время медитации и таким образом освобождаясь от земного существования. Они могут медитировать десятки лет (и их тела не разлагаются). Пример тому — медитирующий лама в Бурятии, тело которого нетленно вот уже 81 год…»

Бимба Доржиевич Цибиков, 1910 г.р., канд. исторических наук:


Я помню, как летом 1916 года Этигэлэй Хамбо выступал с проповедью перед народом. Проводилось «гашай» в местности Боро Губэй. Около субургана был устроен брезентовый навес и народ сидел вокруг Хамбы. Он сидел высоко на олбоках.

Родители взяли меня с собой и мне запомнилось, как Этигэлэй Хамбо говорил, обращаясь к женщинам: Вы все ходите в шелковых платках, а на ваших божницах лежат ткани гораздо хуже.
 
(Б. Д. Цыбиков сегодня единственный человек, видевший Д-Д.Итигэлова до 1927 года. Он был приглашен Буддийской Традиционной Сангхой России для официального опознавания).

Галсанова Зоя Чойжоновна, 1938 г.р. (По воспоминаниям матери Дарижаб Балдановны):

Когда Хамбо стал старым, тело его сильно уменьшилось в размерах. Он очень любил детей и говорил им: «Вы посадите меня в свою тележку и возите». Когда, играя, убегали, он говорил: «Меня оставив, далеко не убегайте» — вспоминала моя мама. Меня это очень удивляло: как странно, что такой большой лама мог запросто сесть в детскую тележку, чтобы его возила детвора, и наблюдать, как они играют.

В память о Даши-Доржо Этигэлове

Внучатая племянница ламы Янжима Васильева в 2002 году создала информационный центр «Вместе с Этигэловым», а в 2004-м — Институт Этигэлова.

В 2005 году об Этигэлове был снят короткометражный документальный фильм «Послание Хамбо Ламы», ЗАО ТРК «Ариг Ус» по заказу Института Хамбо ламы Этигэлова на Youtube.com

25076
Авторизуйтесь, чтобы комментировать